пятница, 22 января 2016 г.

Зимнее путешествие: Йошкар-Ола – Киров – Нарьян-Мар – Каратайка –Воркута – Сыктывкар – Киров – Сернур

Наступили зимние долгие каникулы, и я отправился в своё первое путешествие по серверу России. Мой друг Дима пригласил меня в гости в заполярный Ненецкий округ.
Подготовка к поездке была недолгой. Я думал, что самым главным промежутком пути будет дорога до Нарьян-Мара, но в последствии оказалось, что это только начало. А, впрочем, обо всем по-порядку...

Часть 1. Йошкар-Ола – Киров

Рейс самолета был назначен на 13.40 и по всем маршрутам автобусов я на него не успевал. Я выбрал альтернативный проверенный мной не раз способ передвижения: поиск попутной машины через сайт blablacar.ru. Из всех предложенных вариантов самым удобным был выезд в час ночи. Дождавшись этого времени, оказалось, что машина из-за отсутствия других попутчиков не поехала. Но этот же водитель собирался ехать до г.Котельнич в 3:40 утра. Я понял, что спать в эту ночь перед вылетом мне не придётся.
В 3:50 утра я выехал на машине из Йошкар-Олы. В 6:10 мы прибыли на станцию города Котельнич. Водитель попутной машины сэкономил в пути со мной 300 рублей.  В пути я продумывал свой следующий маршрут и хотел выбрать так же попутную машину через blablacar, или же отправиться на рейсовом автобусе. Попутных машин не оказалось, а автовокзал открывался только в 7 часов утра. Мне повезло с электричкой, которая в 6:35 отправлялась в Киров.
В последний раз я ездил на электричке вместе с отцом. Это было моё летнее путешествие в Сибирь и на Байкал.
Бессонная ночь дала о себе знать: я проспал все два часа пути, изредка просыпаясь на многочисленных остановках, которая совершала электричка.
В половине девятого утра я вышел на ж/д вокзале города Киров. Знакомое место, здесь я позавтракал и прикупил в дорогу вещи. Через несколько часов мой путь продолжился на такси до аэропорта Победилово, основного авиавокзала города Киров. 23 километра на таксометре отсчитали мне сумму в 400 рублей (сюда входил и багаж). Настоящий праздничный тариф.

Часть 2. Киров – Нарьян-Мар

Самолет рейса Киров - Нарьян-Мар
Пройдя внутреннюю таможню, мы сели в современный 50-местный самолёт авиакомпании «Комиавиатранс». Перед посадкой и за несколько минут до приземления я познакомился с двумя земляками из п. Морки, которые летели вместе со мной. Один из них был срочно вызван организацией на вахту, а второй летел в гости к сыну.
Билет на самолёт был куплен через сайт этой же авиакомпании и сразу привлекал своей ценой. В первый день продаж цена полёта была 3000 рублей, в последующие дни цена возросла до 5700 рублей.  Я впервые летел рейсом этой авиакомпании и в целом остался доволен обслуживанием. Полтора часа полёта был комфортными, в том числе и благодаря прохладительным напиткам, которые были предложены пассажирам на борту.

Часть 3. Нарьян-Мар

После приземления в Нарьян-Маре
Аэропорт Нарьян-Мара встретил нас морозной погодой. Мне предстояло пробыть в этом городе 3 дня. Первый рейс до Каратайки был назначен только на 6 января. Я знал об этом ещё когда готовился к поездке. Но не знал, что купить билет на этот рейс будет не так-то просто. В справочной мне сказали, что билетов на рейс нет, бронирование места моим другом в Каратайке не имеет силы. В общем, мне сказали подойти 5 января, когда касса предварительной продажи билетов будет открыта.
Позаботившись о своём пребывании эти три дня, я разместиться в однокомнатной квартире, которую предоставил мне земляк, живущий уже несколько лет в Нарьян-Маре. Я разместился в п. Искателей.
Несколько слов об услугах такси в Нарьян-Маре. Встречающий меня человек дал мне несколько номеров, из которых ответ на звонок последовал на номере такси «Быстрофф». Новогодний тариф с аэропорта до п.Искателей мне обошёлся в 270 рублей. Только потом, изучив маршруты городского и пригородного транспорта я понял, что добраться до посёлка можно было с пересадкой на остановке «Электростанция» и путь мне обошелся бы всего в 70 рублей.
Первое утро в столице Ненецкого Автономного округа было для меня необычным. Я просыпался несколько раз, выглядывал в окно, но светлее все не становилось. Только после 10 часов утра я заметил прояснение.
Деревянная церковь в Нарьян-Маре
Этот день я решил посвятить знакомству с городом. Из п. Искателей в г. Нарьян-Мар ходят два рейса: 411 и 413. Периодичность каждого из них составляет полчаса. Автобусы достаточно комфортабельные и на каждой остановке из радио доносится четкий мужской голос диктора с информацией о названии текущей и следующей остановки.
Я начал свой маршрут с деревянной церкви, которая была мне уже знакома при просмотре фотографий в интернете.
Главная Елка Нарьян-Мара
За двухчасовую прогулку по городу было интересно наблюдать за местными жителями. Казалось, они живут здесь размеренной спокойной жизнью.
Площадь Ленина
После обеда я решил познакомиться с местными верующими людьми. В интернете я нашёл три адреса, где проходят богослужения в городе: церковь адвентистов, баптистов и евангельских христиан. Я позвонили встретился с Евгением и Леной. Было приятно, что в таком северном городе есть люди, готовые служить Богу и людям несмотря на суровые условия жизни.
Третий день в Нарьян-Маре прошёл в прогулке по магазинам. Друг заказал несколько вещей для быта, которые в их магазинах стоят втридорога. Практически весь день я провёл в поисках разнообразных вещей. По территории город чуть больше превышает знакомый мне Сернур, поэтому я практически не пользовался общественным транспортом (по городу и пригороду курсируют 6 автобусов в будни и 5 в выходные и праздничные дни).
Цены на основные продукты значительно выше, чем в Марий Эл. Например, буханка черного и белого хлеба стоит здесь 28 рублей.

Часть 4. Нарьян-Мар – Каратайка

Утром перед вылетом я выехал на такси в аэропорт. Накануне вечером я заказал машину на 5 утра, чтобы точно быть уверенным в том, что смогу попасть на рейс.
Здесь все по старинке: от руки и шариковой ручкой
В аэропорту я был первым среди пассажиров. И до 6 утра оставался один в небольшом зале ожидания. За час до открытия регистрации и открытия касс появились ещё два человека, у которых не было билета в Каратайку. Отец и сын приехали на вокзал так же как я без билетов и без предварительной записи. После нас на рейс записался ещё один человек.
Регистрация и покупка билетов на рейс в Каратайку имеет свои особенности. Во-первых, билет на рейс продаётся за 45 дней до отправления и продаётся только в кассах аэропорта в Нарьян-Маре или в Каратайке. Во-вторых, на рейс можно записаться. То есть человек сам или другой человек должен подать данные о пассажире на определенную дату и рейс. В-третьих, если человек без билета и записи хочет улететь в определенный день, то должен прийти в день вылета и с 7:00 до 7:30 утра и записаться на рейс и при наличие свободных мест может купить билет.
В моем случае сработала запись. Мой друг записал меня на рейс ещё в декабре. Второй момент – я был первым, кто был в живой очереди на запись. Итог: я купил единственный билет сразу после открытия касс.
Все остальные 3 человека остались без билета и купили его только после того, как завершилась регистрация всех желающих.
ВЫВОД: если вы хотите улететь в Каратайку, то лучше всего купить билет заранее или чтобы кто-то записал вас на рейс.
Полет в Каратайку осуществляется на вертолете Ми-8 или на самолёте АН-2.
Первое солнце в этом году
После взлёта моему взору открылись бескрайние просторы севера. Внутри меня переполняли особые чувства впечатлений от полёта.
Баренцево море
Мы пролетали над зимниками и газовыми трассами северных месторождений, вдали светило поднимающееся над горизонтом солнце. Бескрайние просторы севера казались бесконечными. Северный полюс отражал лучи солнца своим темно-синим оттенком. Два часа полёта прошли незаметно. И вот в иллюминаторах самолета появились дома.
Подлетаем к поселку
Мы облетели село слева и приземлились на небольшом аэродроме.
После приземления нас встречают местные жители
Внизу казалось нас встречает все село. Ан-2 обступили множество снегоходов и встречающих людей.
- Наконец-то!

Часть 5. Каратайка

Улица Набережная
Небольшой поселок за полярным кругом построен из многочисленных одноэтажных деревянных домов на сваях. В центре Каратайки красуется главная достопримечательность – двухэтажная школа.
Основная школа в каратайке
Когда мы приземлились, я познакомился с местным участковым, который по инструкции встречает каждый самолёт. Стас Игоревич недавно получил звание народного участкового России и уже несколько лет добросовестно несёт службу в этом далеком селе.
Центр поселка
В селе практически нет машин (первую» Ниву» я встретил только вечером второго дня). Основной вид транспорта – снегоходы и бураны. В последний день своего пребывания я встретил собачью упряжку. По словам местных жителей, такой способ передвижения был раньше очень распространённым. Не увидел я, к сожалению, ни одной оленьей упряжки, как и собственно оленей. Чумы оленеводов со стадами оленей в этом году ушли на многие десятки километров от Каратайки.
При школе есть интернат, где живут представители других населенных пунктов и дети коренного населения – ненцы.
Интернат
За продуктами первой необходимости местные жители ходят в три магазина,
Один из трех магазинов в Каратайке
отдыхают в местном клубе и единственном кафе.
Обогрев домов осуществляет котельная, которая обслуживает лишь часть села.
Котельная поселка
В основном местные жители обогреваются своими печками с помощью дров и угля. Уголь завозится морским путём по морю и рекам из Архангельска. Тонна дров стоит 6-7 тысяч рублей, тонна угля 2-3 тысяч рублей.
Мне выдали валенки и теплую одежду
Частных бань немного из-за дефицита дров. В Каратайке есть общественная баня. В советские годы здесь был свой колхоз, хозяйства по рыбному промыслу. Сейчас в селе практически нет работы. Вся занятость населения связана с обеспечением жизни.
Температура воздуха в дни моего пребывания в гостях не поднималась выше -20 градусов мороза.
Местные жители утверждают, что эта зима тёплая и были зимы более суровые.
В четвёртый день я впервые выехал за пределы села.
Первый раз покатался на снегоходе
Константин, местный житель и земляк из Йошкар-Олы, организовал прогулку на снегоходе по реке Каратайке. Пронизывающий ветер вместе с температурой ниже 30 градусов мороза пробирал на ходу снегохода сквозь валенки. Мы проехали порт, и доехали до одной из заброшенных изб рыбаков.
Рыбацкий домик на реке
Таких домиков по утверждению Кости раньше было много. Во время пурги рыбаки могли спокойно спрятаться от непогоды.
Костя переехал сюда больше пяти лет назад. Здесь же живет его семья и он уже не представляет своей жизни без севера. Он работает водителем на снегоходе и часто занимается промыслом:
- Сюда нужно приезжать в мае-июне, когда начинается ледоход и становится тепло. Это прекрасное время для охоты и рыбалки, - уверяет меня Костя.
А вечером мы встретились за чашкой чая с другими земляками из Марий Эл, которые связали свою жизнь с суровыми северными реалиями.
Марийцы в Каратайке
Мне впервые дали попробовать замороженную сырую рыбу. Омуль, который я пробовал день назад в копчённом виде, в сыром виде с солью приятно таял во рту.
В следующий вечер я познакомился с ещё одной семьей из Марий Эл. Светлана Ивановна и Пётр Митрофанович переехали в Каратайку в 2004 году. Сейчас они оба руководят подразделениями. Муж начальник радиоузла и жена – заведующая кафе.
В последние дни своего 10-дневного пребывания в Каратайке я успел и физически поработать: прорубил прорубь в реке, откуда Дима берет питьевую воду, расколол около кубометра дров.
Мы два раза сходили в общественную баню, и я посетил местную школу.
В целом, поселок Каратайка достаточно пригодный для жизни.
Центр посёлка
Здесь есть вся инфраструктура для нормальной жизни и работы.

Часть 6. Каратайка – Воркута

Изначально, когда я ещё планировал дорогу, мой друг Дима предложил мне вариант уехать из Каратайки наземным транспортом. 1-2 из Воркуты в село ходят вездеходы. В этот раз они пришли 17 января и привезли продукты. Обратно они отъезжали в этот же вечер.  Светлане Ивановне удалось договориться чтобы меня взяли в грузовом помещении.
За пять минут до отъезда из Каратайки
Попрощавшись с другом и новыми знакомыми, я отправился в путь. Мы останавливались каждые два часа и через 5 часов доехали до Базы или Алексей и Дмитрий, водители вездехода его называют «Малый полк». Это место отдыха для всех, кто передвигается по тундре в этой местности. Здесь постоянно живёт семья Сергей и Татьяна. Они гостеприимно встретились нас вечерних путников и угостили борщом и чаем. За беседой я узнал, что Алексей уже 14 лет водит вездеход и за эти годы разное повидал:
- Сколько техники и людей уже утонуло... Мы ездим по разным маршрутам круглый год.
Один из застрявших вездеходов в тундре
Когда он узнал, что я занимаюсь видеосъемкой, он рассказал, как однажды вёз туристов, которые решили снять на видео красивый кадр входа и выхода вездехода в одну и из воды.
- Они прицепили видеокамеру над гусеницей, хотя я их предупредил, что камера может слететь. После прохождения реки камеры на месте не оказалось...
Дорога до Воркуты мне показалась сплошными подъемами и спусками. Меня хорошо потрясло и покатало. К этому добавлялась жара внутри отсека, где я находился. Тёплый воздух, исходящий из двигателя быстро нагревал помещение и мне приходилось снимать с себя верхнюю одежду. Единственным утешением были выходы на свежий морозный воздух каждые два часа пути.
После приезда в Воркуту

Часть 7. Воркута – Сыктывкар – Киров – Сернур

Оставшаяся часть пути домой заняла у меня около двух суток. Я купил билет на плацкартный вагон с Воркуты до Сыктывкара и больше суток добирался до столицы Республики Коми.
Ж/д вокзал в Воркуте
Моим попутчиком в поезде была студентка педагогического университета Сыктывкара. За несколько часов беседы с Дарьей я вспомнил свои студенческие годы и годы работы в школе. Ну, а моя попутчица рассказала о жизни людей в Воркуте и ее окрестностях. Это восполнило мое желание побольше узнать о городе Воркуте, в котором я провел шесть часов, большую часть времени просидев на ж/д вокзале.
В Сыктывкаре меня встретил друг и я провел у них 5 часов в гостях между рейсами поезда и автобуса до Кирова. Дорога до Кирова заняла всю ночь и к 6 часам я уже был в Кирове. В 7 утра я отправился на автобусе Киров – Чебоксары, который следует маршрутом через Сернур.
На границе с Республикой Марий Эл я пережил особую радость возвращения домой.
Так завершилось мое первое путешествие на Север. Зима в Марий Эл мне уже никогда не покажется холодной. 

4 комментария:

  1. Текст:"Я купил билет на плацкартный вагон с Воркуты до Каратайки" А какое расписание у Вашего поезда?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за уточнение. Опечатка. Исправил.

    ОтветитьУдалить
  3. Проникновенно. Интернсно. Не поеду к Диме - холодно.

    ОтветитьУдалить